суббота, 26 мая 2007 г.

Аналитика.

Аналогично.

В смысле ещё один вопрос — ещё один ответ. И опять — дублируем.

Вопроса, собственно, не было. Вернее был, но не "как сделать", а "не знаю ли, случайно, как". Случайно — не знал. Закономерно — тоже. Поскольку довольно широко используя Интранет в проектах, сколько-нибудь существенного опыта работы для Интернет не имею.

Кроме того, осознавая важность оценки маркетинговых усилий при организации интернет-коммерции, так называемые "пузомерки" (счётчики посещений страницы/сайта) всегда считал блажью. Написал что-нибудь полезное — заметишь это по комментариям, вопросам в почтовом ящике и цитированию в Сети. Если этого нет... Ну что за предмет гордости — число людей открывавших страницу? Может, они плевались после этого...

Протокол HTTP, однако, подразумевает довольно интенсивный обмен информацией между клиентом и сервером. Кого-то может заинтересовать откуда посетители, кого-то — какие ОС или браузеры они используют. Мало ли... В данном случае, в частности, интересовало наличие просмотров, выполненных из определённой зоны.

В техническом смысле задача не стоит "выеденного яйца" — помести на страничку javascript-код, отсылающий "между делом" клиента на сервер-анализатор — и "всех делов". Больше данных, чем содержится в заголовке http-запроса не будет, но и этих немало.

Вопрос сводится к тому, есть ли в Сети такие публичные "сервера-анализаторы". Бесплатные, желательно.

Google, в ответ на соответствующий вопрос, назвал следующие шесть:

Отбросив Easy Hit Counters (представляющий собой ту самую, банальную "пузомерку") и Bravenet Hit Counter (анализатор неплохой, но "в нагрузку" предлагается получить красочный счётчик посещений с логотипом компании, что как раз не только не интересует, но и представляется явно излишним), проанализируем оставшиеся четыре.

Все сервисы могут использоваться бесплатно, но все же настоятельно предлагают перейти на "улучшенный" (improved) вариант обслуживания (не бесплатный, разумеется). И хотя я, разумеется, согласен с тем, что чужой труд должен оплачиваться, но цена, представляющаяся смехотворной для предприятия, занимающегося on-line торговлей или, хотя бы активно использующего сетевой маркетинг, столь же нелепо выглядит в качестве оплаты за возможность узнать кто и как часто почитывает твой блог, в который ты и пишешь-то не каждый месяц.

Поскольку базируются все эти сервисы на, практически, одних и тех же данных, то отличия следует ожидать лишь в представлении и качестве аналитики этих самых данных. Правда, уж в представлении эти отличия могут быть весьма существенны.

От Google Analytics следовало бы ожидать наибольшей информативности. Если Вы предпочитаете flash-презентации таблицам или "примеряетесь" к интернет-бизнесу, то этот сервис — для Вас. Красиво (как по мне — даже слишком) и аналитика в таком разрезе, что Вы, возможно, и не предполагали, что эти данные можно так интерпретировать.

Есть и "ложка дёгтя". Меня всё время не покидало ощущение, что меня, "бесплатного", терпят тут только для поддержания имиджа ведущей Интернет-компании мира. Данные начинаю поступать на второй (а то и позже) день после регистрации и размещения соответствующего кода на странице, обновление — раз в сутки и т.п. С одной стороны: "из пушки — по воробьям", а с другой: пушку тебе предлагают только слушать, да и то — раз в сутки, как в Петропавловке.

Другое дело — Site Meter. Чувствуется удаление от потоков мирового капитала. Никаких фокусов и практически все те же данные. Об аналитике такого не скажу, но, повторюсь: для сетевого маркетинга не следует искать лёгких (сиречь: "бесплатных) путей. Даже Site Meter в своей Basic-версии (она же — free), хоть в чём-нибудь, да ущемит. Разумеется, это касается аналитики (ну, не хватало, чтобы Вам "за так" не только регистрировали и хранили, но ещё и анализировали трафик), а вот "сокрытие" младшего октета ip-адреса клиента — обижает.

То, что сервис требует размещения на странице своего элемента, напрягает не сильно: это может быть счётчик (если Вам всё-таки хочется "пузомерку") или крохотная безобидная кнопка, которую можно настроить так, что при нажатии она будет всего лишь отраправлять клиента на сайт Site Meter. Зато данные отображаются практически в реальном времени. Можно даже получить ответ на вопрос "Who's On?" (кто на сайте сейчас). Вот бы Google Analytics так работал... В общем (забегая вперёд): по завершении экспериментов я только код Site Meter и оставил.

Оставшиеся FreeStats и StatCounter в полной мере проверить не удалось: судя по описанию, они вполне могли бы составить конкуренцию Site Meter. Трудность же заключалась в том, что код, предлагаемый для размещения на странице, бракуется XML-валидатором шаблона blogspot. Вставка "вручную" на другие HTML-страницы демонстрирует работоспособность сервисов, но, во-первых, меня-то просили исследовать трафик blogspot-овского блога, а, во-вторых, любопытство моё не простиралось так далеко, чтобы попытаться самому модифицировать этот код в соответствии с представлениями XML-валидатора. Короче: бросил.

Не справедливо было бы не упомянуть ещё и FeedBurner — почти "канонический" сервис счётчиков посещений. Google, очевидно, "забыл" его в связи с тем, что FeedBurner — прежде всего генератор feed-ов, статистика посещений для которого — второстепенная задача. Использование FeedBurner в основном качестве (при наличии возможности получения feed-ов от blogspot хоть в RSS, хоть в Atom), представляется некоторым излишеством, но если хочется — почему нет? Ну, и статистика, заодно. Статистика существенно беднее, чем у Site Meter, но зато "кнопка" не требуется. Одним словом: от потребностей зависит. Попроще и покрасивее — FeedBurner, побольше данных — Site Meter. А Вам — решать.

P.S.А вот Антон Баранов дополнил этот матерьяльчик следующим образом:

Сервис Google Analytics позволяет прослеживать реальную статистику посещений сайта. Для этого необходимо скопировать в адресную строку браузера любую ссылку, которая ведет на подробную статистику по любому запросу (может скопировать ссылку "Посетители" из бокового меню, к примеру). После этого необходимо найти следующую подстроку: pdr=20070426-20070526. Вот, здесь Гугль получает информацию о том, по какому временному промежутку нас интересует статистика. Если, допустим, сегодня 28 мая 2007 года, то мы спокойно можем видоизменить эту подстроку так как нам надо, и получим: pdr=20070528-20070528. Но не стоит при этом забывать, что время на серверах гугля отличается от московского на 10 часов. Если вы ввели неправильную дату, гугль сообщит об ошибке.

За что ему — спасибо, разумеется.

А ещё, в связи с этим, хочется напомнить, что любые содержательные комментарии приветствуются и будут опубликованы. Это у меня на диспуты идиосинкразия, не на информацию ;-).

Комментариев нет: